Category: it

Щвейцария - Цюрих

Раз уж я начал писать про Швейцарию, то нельзя не написать и про Цюрих. Хотел написал - столицу, и потом вспомнил, что на самом деле столица - Берн. Хотя конечно Цюрих и богаче, и больше. Вообще, Цюрих самый большой город Швейцарии

Для меня лично удивительно что в городе с такими огромными ценами и зарплатами Швейцарцы активно развивают IT индустрию. У Гугла тут один из самых больших офисов в мире. У Майкрософта тоже немаленький. Надо понять что цены в Швейцарии ровно в два раза выше Германии (где они и так не маленькие). В Цюрихе так вообще очень просто - надо все немецкие цены умножать на 3 и получаются швейцарские цены в франках. Например, среднее блюдо в Германии стоит 12 евро. Значит - в Цюрихе - 36 франков (что около 30 евро). Я все время думал, что многие it-специалисты (тем более в такой компании как Гугл) могут работать удаленно практически в любой точке мира, и поэтому удивительно почему самые большие офисы открывают в одном из самых дорогих городов мира.

Впрочем, моя теория такая - для таких IT-гигантов деньги не самое важное. Вероятно важнее стабильность, которой в Швейцарии хоть отбавляй. Кстати, по-моему по тем же самых причинам коллайдер тоже располагается в Швейцарии. Как самая нейтральная страна в мире она не строит никаких препонов специалистам с любых стран.

Интересно, что при всем нейтралитете Швейцарцы до 2006 года минировали все свежепостроенные мосты в стране (черти что - http://www.newsru.com/world/17nov2014/swiss.html)

Так вот, возвращаемся к Цюриху. Чем Цюрих запомнился лично для меня? Во первых стаи голодающих чаек на берегу озера. Чайки наглые, даже намного более наглые чем в Германии, наверное из-за огромного количества туристов. Вырывают хлеб прямо из рук, кричат, дерутся.

Во-вторых - центр города заполненный какой-то китчевой бижутерией по адским ценам. Например те самые золотые кресты из 90-х на новых русских - вполне себе продаются сейчас в центре Цюриха. И это только верх китча. Понятно, что сейчас основные потребители китча - это даже не русские, а китайцы и арабы. Но кресты? Зачем им кресты?

Ну и в третих размер. Конечно, я уже привык что все Европейские города - это далеко не Москва. Но все же от Цюриха я ожидал чуть больше. Тем не менее от вокзала до центра очень просто проходится пешком, сам исторический центр вообще миниатюрный, пару холмиков, пару центральный улицу вдоль канала - вот и весь Цюрих.


Ночной Цюрих



Collapse )

Германия - про работу

Я уже был на двух собеседованиях в Германии (на одном так точно успешно, а на другом - пока еще не известно, но тоже скорее всего успешно) поэтому пока не поздно надо бы написать несколько слов о собеседованиях (пока еще не подписаны всякие хитрые договора).

Самое конечно поразительное - это то, что на собеседовании не задают технических вопросов. Совсем. Разговор происходит в неторопливом и мирном ключе и для меня больше похож на разговор с друзьями. Если перед первым собеседованием я довольно долго готовился по технической части, то во второй раз не готовился совсем. Очень много интересуются навыками коммуникации. Я вроде человек довольно коммуникабельный и они от этого прутся. Много психологических вопросов - типа что бы ваша девушка или ваш начальник сказал бы о вас?

И еще раз - никаких технических вопросов. Ни всяких там мозговрывающих задач про множественное наследование (первый признак того что в компании куча легаси кода написанного самовлюбленными гиками), ни даже архитектурных задач (что вероятно было бы круто) - так что у меня двойственное впечатление - с одной стороны многие технические задачи действительно херня - ну кому вообще надо это знать - а с другой стороны - ну выглядит так как будто они могли взять абсолютно любого человека, то есть они верят только моему резюме на linkedin.

Интервью на самом деле состояло из двух интервью - первая часть с начальником команды и HR, а вторая часть с самой командой. В Москве вроде бы нигде интервью с самой командой нет, а это же тоже важно - сразу познакомиться с кем думаешь работать и позадавать какие-то вопросы. Интересно, что средний возраст программиста намного страше, чем в России - если у нас в Акронисе я в 32 уже один из самых старперов, то там много людей 40-50 лет.

Интересно было, что они пролистали мое резюме на linkedin и даже увидели, что я прусь по поводу функциональных языков и позадавали какие-то вопросы и на этот счет.

Вообще надо понять, что в Акронисе я занимался вещами, которые хотя и узкоспециализированны, но в целом интересны антивирусым компаниям (загрузочности всякие, низкоуровневые работы с дисками, итд) хотя вопросов по ним они тоже не особо задавали (ну глубоких). Кроме этого в Германии 6-месячный испытательный срок во время которого тебя могут пнуть из компании и сделать ты ничего не сможешь.

Работа с UEFI было значимой частью моей работы в Акронисе, многие про это спрашивают и интересуются. Интересно, что в Avaste в курсе про технологию Secure Boot слышали, и довольно много.

Вообще интересно, что в техническом плане Acronis очень крут, и я конечно очень многому там научился. Размер исходного кода Акрониса просто-напросто громаден (я думаю больше чем у Каспера, и уж точно больше чем у Авиры и Аваста). Поэтому сложность бранчевания в SVN (и бранчевания в целом) - для любого работника Акронис это не пустые слова =)

Система ревью через Code Collaborator в Акронисе - это МЕГАкруто, я больше не знаю ни одной компании в которой работает аналогичной сложности система ревью. Когда человек только приходит в компанию, он видит в ней только одни плюсы. Потом уже лично я начал видеть и минусы (в первую очередь это конечно довольно большое количество обязательных ревьюверов и конфликты интересов между ними).

Юниттесты в Акронисе, при всех моих спорах по поводу золотой середины с Эмилем, на намного более высоком и крутом уровне, чем в других компаниях - по крайней мере они воспринимаются не просто как юниттестирование, а как средство разделения кода на независимые функциональные блоки.

Ну и все остальное - Jira, Jenkins, внедрение wiki для описания кода, интеграция с билд системой различных кусков - это все построено очень и очень неплохо. Еще бы адекватные люди сверху, и все было бы очень круто.

Уникальный пост про собеседование в Майкрософт +)

Привет. На самом деле, хотя кое-кто про это и не вкурсе (не мой начальник, он то как раз знает) основная цель моей поездки в Норвегию было собеседование в Майкрософте - а точнее в их дочерней Норвежской фирме FAST. Все началось в январе, когда я только что вернулся из Италии, и обнаружил в электронной почте письмо от Майкрософт типо "Не ходите ли поработать у нас?". Ы, круто подумал я, ответил "Йес, шур", и забыл. Надо сказать, я уже пробовал собеседоваться в Майкрософт 6 лет назад, прошел телефонное интервью и мне назначили собеседование в Москве, в Мариоте, которое я благополучно завалил. Еще я читал, что по второму разу в Майкрософт не зовут, и что не-студентов в Майкрософт тоже работать _практически_ не зовут. Через две недели мне назначили телефоннное интервью (по скайпу), полтора часа спрашивали ниачем, сообщили, что вероятно вас пригласят, ждите письмо через неделю, но видать я был так крут, что письмо пришло уже через три часа. Приглашали в Норвегию на собеседование, обещали все оплатить. ЙОУ, круто, попутешествовать на халяву, подумал я, и сразу согласлся.

Кстати, для любителей пообсирать все Россиийское, сообщу что Норвержская служба HR Майкрософт - это адский пиздец, это я понял еще по переписке и это подтвердилось еще раз в Осло (читай ниже). "Ждите письмо от Майкрософт с приглашением", - написали мне из Майкрософт 2 февраля (а поездка 23 марта, куча времени подумал я). "Окей, жду, только не посылайте почтой России, пошлите лучше FedEx". "Хорошо, высылаем FedEx". Неделя молчания и я осторожно сообщил им, что письма у меня еще нет. "Вышлите tracking number", - попросил я (если кто не знает каждому отправлению в fedex дается tracking number, по которому можно отслеживать отправление). Еще неделя молчания и ответное письмо "Выслали еще одно письмо". Бля, подумал я. Прошла еще одна неделя, ни одно из писем я так и не получил, попросил их еще раз выслать tracking number и уехал в Абхазию. Приехал, ничего не изменилось. Бля, Бля, Бля подумал я и попросил срочно прислать копию письма по электронной почте. Через 3!! дня прислали. Оказывается, в посольстве Норвегии без вопросов берут копии. Кстати билеты купили KLM, с пересадкой в Амстердаме, хотя от Москвы до Амстердама дальше, чем от Москвы до Осло =) KLM мегазачетные, по качеству вполне себе конкурируют с Катарами (правда по цене им проебывают, ну похрену, деньги не мои).

Собеседование назначили 23 марта на 9 утра - нас было 5 человек, и еще 5 человекам на 15.00 дня. И еще 10 были 24 в это же время. Из всех нас они хотят набрать 1(sic!!) SDET (то есть даже не программиста), по крайней мере на одном из собеседовании мне сказали "We want one, but the best one", хотя может быть это они так литературно, кто их знает. Так как мне в принципе было похрену (и я даже не был до конца уверен, что я хочу теперь работать в Майкрософт) я брал на все собеседования фотик (что выглядело несколько странно с моей стороны, наверное, но мне было реально похуй) (правда на последних двух мне запрещали фотографировать, наверное не постесснялись или были мегакрутые чуваки). Кстати, у меня было 4 собеседования, каждое по часу. У других было по пять. Из этого можно сделать вывод что я лох, и после четвертого собеседования меня отсеяли, но можно сделать и другой вывод, что я мегакрут, и уже после 4 собеседования они решили меня взять.

Как проходили собеседования. Я (как человек который уже собеседовался у Майкрософт раньше) заметил резкий контраст между американцами и норвежцами (в осло собеседовали только коренные норвежцы). Американцы сразу начинают собеседованние с задачек - один даже не представился как его зовут, а сразу пихнул мне ручку, листочек, буркнул задачку и типа давай, решай (сам в это время смотрит в ноутбук). У Норвежцев - половина интервью это рассказ о себе, о том, чем я занимаюсь, с какими задачами сталкивался и как их решал, при этом тебя все время внимательно слушают. Даже не только слушают, а мягко подталкивают тебя на верный путь, короче прямо чувствуется, что тебя не валят. Вообще, очень сильно помогает, что я уже был и на другой стороне баррикад (то есть собеседовал людей), поэтому в принципе понятно чего от тебя ждут. Вторая половина интервью - это тоже задачка, как и у американцев. Все задачки были простые (ну на мой взгляд, может быть тут есть какие-то подковырки и именно поэтому у меня было 4 а не 5 интервью). Вроде бы я ничего не подписывал, по поводу неразглашения, поэтому приведу все задачки здесь, может быть кому-нибудь и поможет (самому подготовиться к интервью или другим задачки позадавать)

Задачка 1. Дан файл, в котором 4 миллиарда (кстати, миллиард по английски - billion, кто знал, кто не знал, а?) чисел вида unsigned int. Каждое число повторяется в файле максимум 1 раз. Найти числа (unsigned int), которых нет в файле. Оптимизировать по размеру сжираемой памяти и скорости.

Задачка 2. Дан сортированный массив размера 12, в котором часть элементов не заполнены (1 3 5 7 9 x x x x x x) и другой сортированный массив размера 6, в котором все элементы заполнены (2 3 4 6 8 10). Написать алгоритм, который перетащит все элементы из второго массива в первый (за наименьшее время), так чтобы первый массив остался сортированным. Как вы будете тестировать полученный алгоритм? Если вам нужно будет написать только один тест для алгоритма, какой тест это будет?

Задачка 3 (с маленьким багом, которым вы почти точно напишете, и будет круто если вы сможете найти его в результате тестирования). Написать программу, на вход которой даются три числа unsigned int A, unsigned int B, unsigned int C - стороны треугольника. На выходе - одно из четырех возможных значений (а)треугольник равносторонний, (b)треугольник равнобедренный, (с)обычный треугольник, (d)невалидный треугольник

Как проходит собеседование. В MS собеседуют группами из пяти человек. В 9.00 каждый интервьюер приглашает к себе по одному кандидату, где-то в 9.45-9.50 задроченные кандидаты начинают выползать от интервьюверов, пьют чай или кофе, и в 10.00 те же интервьюверы берут других кандидатов. Иногда человек пройдет собеседование сразу со всеми пятью, иногда с тремя (это минимум), иногда с четырьмя (как я в этот раз). В тот прошлый раз у меня было 3 собеседования, и на всех, если реально подумать, я лажал, а на последнем собеседовании вообще сказал "Что вы от меня еще хотите чтобы я протестировал? Я все протестировал", но тогда я был молодой и глупый конечно. Сейчас я бы даже если не знал как тестировать думаю смог бы пропиздеть отложенное время (что конечно хуже, чем правильно данные ответы, но намного лучше, чем просто молчать, тем более когда рассуждаешь верные ответы пришли бы сами собой).

Интересные факты - от одного из собеседников я узнал откуда появилось выражение smoke test. Оказывается изначально это был способ тестирования железа в компьютере - втыкали железо в разьем, если дыма не пошло то smoke test пройден. Еще интересные факты: Из первой пятерки трое были русскоговорящими - я, одессит, и армянин из еревана. Еще был итальянец (который вообще ни с кем не разговаривал, типо гордый, или просто задроченный), и чел из Эфиопии (я вообще хз где это, где-то на севере Африки около арабских эмиратов). Чел из Эфиопии мгновенно вынес мне мозг, спросив "А это правда, что в Москве большой уровень преступности?". Это спросил у меня чел из Эфиопии!! Из страны, где как я представляю каждый второй ходит с базукой, а за банан перерезают горло! Жесть. Когда я уходил с собеседования - подошли первые двое (из пяти), которым было назначено собеседование на 15.00 (и оба русских!). Первый - мальчик-инвалид из Иваново с папой (которому я абсолютно искренне желаю, чтобы его взяли на работу, потому что как человек на инвалидной коляске живет в Иваново я представляю слабо, а в Осло он может жить действительно практически полноценной жизнью), а второй - сноб-программист из Москвы, физтех (аааррр, сука, как я ненавижу физтех снобов, хотя конечно это может только первое впечатление о нем).

Долго думал кого мне напоминает женщина из HR - которая начиталась умных психологичсеких книг и все время говорила YES перед началом любого ответа. Типа ответ на мой вопрос, можете ли вы сказать сейчас взяли меня или нет она ответила "YES, YES, YES, I understand you. NO, we can't tell you right now" и потом вспомнил - это же моя любимая серия из Сауспарка

UPD: Меня не взяли, чувака из Еревана и чувака из Одесса взяли.

Еу, это по ходу вышел мой самый длинный пост, не?))






Collapse )